Чем отличался русский интеллигент XIX и XX века от других образованных людей своего времени? Стремлением к общественной пользе своей деятельности. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля указано, что «интеллигенция, в значении собирательном, — разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». К этой «части жителей» принадлежал Николай Петрович Дружинин – юрист и общественный деятель, редактор, издатель, журналист. Работая в газетах, он излагал в своих статьях идеи крестьянского самоуправления. Более 200 статей было опубликовано им только в ярославских изданиях на эту тему, которая так актуальна сейчас, когда с трудом люди претворяют в жизнь идеи нашего земляка. Владимир Николаевич Дружинин – сын Николая Петровича – петербургский писатель, историк, журналист, автор книг по отечественной истории, продолжавший просветительскую традицию отца.
Журналистика как профессия предполагает наличие гражданской позиции, общественную активность и просветительскую деятельность человека. К сожалению, среди моих современников не так уж много тех, кто сочетает в себе эти черты и посвящает себя просветительству. Поэтому я обращаюсь к примерам прошлого. Кроме того, примерам малоизвестным, но связанным с нашим краем.
Публикаций о Дружининых было немного, все они в местной – ярославской, рыбинской, угличской – прессе. Архив Н.П. Дружинина хранится в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Также источник моих исследований – видеозапись интервью с В.Н.Дружининым, которое в апреле 1993 года провели с ним рыбинцы: кандидат исторических наук Ю.И. Чубукова и кинорежиссер В.А. Рязанцев. Хотелось бы, чтобы рыбинцы знали не только имена академика Ухтомского и братьев Золотаревых, но и более широкого круга исследователей, просветителей, краеведов, общественных деятелей прошлого. «Уметь понимать прошлое, чтобы направлять настоящее к лучшему, — утверждает А.А. Ухтомский, — вот последняя мудрость не на словах, а на деле».
* * *
Будущий известный российский историк и юрист Николай Петрович Дружинин родился 24 декабря 1858 года в деревне Маклаково Никольской волости Угличского уезда в семье мещанина Петра Сергеевича Дружинина. В 1871 году родители, как ни трудно было им, отдали Николая в Московское коммерческое училище, где он проучился до 1879 года. Был вольнослушателем Демидовского юридического лицея в Ярославле, с 1881 по 1884 посещал лекции на юридическом факультете Петербургского университета, а позднее — лекции в Сорбонне (Франция). Целью этих занятий была юриспруденция и изучение крестьянского законодательства. «Особый интерес во мне возбуждала крестьянская жизнь», — написал он позднее в своей автобиографии для Ярославской Ученой Архивной Комиссии. Правовое положение русского крестьянина было главной темой и его журналистской деятельности. Николай Петрович писал статьи для журналов «Иллюстрированный мир», «Русское богатство», «Живописное обозрение», «Нива» и других.
На рубеже ХIХ – ХХ веков наиболее плодотворным для него был период пребывания в Мулине, в родительском имении Дружининых, об истории которого намного позднее так написал его сын, Владимир Николаевич: «Дед мой, купец третьей гильдии, выкупил из неволи крепостную девицу Анастасию, облюбовал урочище на берегу реки Черемхи, поставил дом. Бревенчатый, в два этажа, с летним флигелем, одетый резным узорочьем, не господский, но деревенского жилья просторнее». «Я уехал в Мулино для того, и учиться и писать», — признавался позднее Николай Петрович. «Там от теоретического изучения крестьянского законодательства и кабинетного исследования юридического положения крестьян я перешел к изучению положения крестьян на местах, в ярославской губернии, имея в виду, что оно одинаково на пространстве всей России…».
Позднее, приехав в Ярославль в 1901 году, Н.П. Дружинин занялся написанием статей для «Северного края», который вскоре был закрыт властями, посчитавшими опасным настроение его редакции. В 1909 году Н.П.Дружининым совместно с К.Ф.Некрасовым была основана газета «Голос», по взглядам близкая к конституционным демократам. Газету закрыли в 1917 году сразу после октябрьского переворота. Об этих днях Николай Петрович написал так: «В городе стало проживать и слишком дорого, и тяжело с потерей средств к существованию, с разорением издательств, выпускавших мои книжки, с закрытием частных органов печати… Приходилось думать о переезде в деревню, в старое гнездо, в Мулино…» После событий известного белогвардейского мятежа 1918 года Николай Петрович был арестован. А когда получил свободу, переехал вместе с семьей в Мулино. Там, с 1920 по 1929 гг. Николай Петрович изучал проблемы сельского хозяйства, преподавал русский язык, литературу и английский язык в Елоховской семилетней школе в Александровой Пустыни.
Причины и следствия послереволюционной жизни Дружининых в Мулино так описаны позднее Светланой Владимировной Дружининой, дочерью Владимира Николаевича: «…он перебрался с женой и сыном в Мулино, занялся крестьянским трудом и провел там четырнадцать лет просто потому, что не имел ни денег на дорогу, ни даже подходящей одежды и обуви. Добирался он лишь до соседних сел и деревень, где ему несколько лет позволяли преподавать литературу, английский язык и физкультуру, а изредка – до Рыбинска, где он принимал участие в краеведческой работе под руководством А.А. Золотарева». «Большое удовлетворение доставило мне участие в краеведческих съездах, организовывавшихся Рыбинским Бюро Научных Обществ с 1920 года»,- писал Николай Петрович.
Во время IV краеведческого съезда в Рыбинске Дружинин прочитал лекцию «Покушение на новое закрепощение крестьян перед революцией 1905 года». За эту лекцию он получил звание и был отнесен к основному разряду научных работников по специальности «государственное право».
Рыбинские краеведческие съезды сыграли важную роль и в судьбе сына Николая Петровича – Владимира Николаевича, который первым обнаружил в архивах Чудиновской волости (к ней принадлежало и Мулино) документы, свидетельствовавшие о том, что еще за 70 лет до отмены крепостного права граф Орлов, владевший этими землями, отпустил крестьян на волю.
Много лет спустя В.Н. Дружинин, как бы подводя итоги тех поисков, делал выводы не только о судьбе родного края, — о судьбе России. «Листая старые тетради, я думаю о первопричине многих нынешних невзгод. Убежден – судьба России решалась в деревне. Крепостное право, давно обреченное, трагически задержалось. И до сих пор крестьянин ждет полной (хозяйской) воли на политой потом земле».
* * *
Владимир Николаевич Дружинин родился 15 августа 1908 года в Ярославле.
Вот что говорил он о своем детстве: «В самом начале – Ярославль. Главное – родители, которых я видел, увы, нечасто. Папа, Николай Петрович, был на ту пору редактором газеты «Голос», а мама, Файя Познер – зубным врачом, целый день принимала пациентов. Моим воспитанием занималась гувернантка из Англии. С двух лет я говорил по-английски и рос в «маленькой Англии» на фоне города Ярославля и берегов Волги. Меня всегда тянуло к Волге, мне даже тяжело жить в городе без большой реки».
Дружинин также вспоминал, что в детстве он видел множество нищих на улицах города. Они сидели и просили «копеечки». Гувернантка редко давала Володе «копеечку», чтобы тот подал ее нищему, говоря при этом, что нельзя поощрять тех, кто может работать, что каждый человек – кузнец своего счастья. Именно эти слова и стали девизом Николая Петровича и его сына в их жизни, которую они посвятили тому, чтобы пролить свет на многие вопросы гуманитарных наук.
Мулино явилось для Владимира Николаевича как что-то особенное, и даже святое. «Я вспоминаю деревню с чувством благодарности к окружающим и природе. Здесь ты чувствуешь себя самодержцем на своей земле. То, что я примкнул к краеведению впоследствии, думаю, это выросло из земли, — с восхищением говорил Дружинин-младший, — потому что ни культуры, ни прошлого, ни фольклорного творчества быть не может без этой земли».
Владимир Дружинин учился в той же школе, в которой преподавал его отец. Это была Елоховская семилетка в Александровой Пустыни. Спустя 70 лет В.Н. описал и школьный быт, и программы обучения, и своих друзей, учителей. «В классе я не чужак, — писал Владимир Николаевич,- подружился с Алешей Томашенко – он поэт, пишет стихи непрерывно, по всякому поводу, начитан. Семья переселилась из Белоруссии, завела хутор. Есть эстонец, два латыша, ладим отлично. Школьному хору полюбились песни украинские. Крестьянство тут – сплошь грамотное, деды и прадеды проторили дорогу в Питер, на заработки. На вахлака, невежду, здесь смотрят сверху вниз.
-Э-э, тверской…
Мы, дескать, просвещенные. Я пристрастился собирать старинные книги, ребята приносят со своих чердаков… Никто из нас не курит, никто не пьет, не ругается скверными словами. Нравы, завещанные предками, еще прочны, но старшие сетуют – не та молодежь».
Но, как пояснял в публикации 1993 года В.Н. Дружинин, вовсе не школа позднее сыграла решающую роль при зачислении его на этнографическое отделение географического факультета ленинградского университета. «…Там принимали, не считаясь с анкетами: решало мнение видных, влиятельных ученых. А я мог предъявить тетради, заполненные частушками, поговорками, легендами, свой доклад на съезде краеведов в Рыбинске».
Наставником и вдохновителем Владимира Дружинина в те рыбинские годы был Алексей Алексеевич Золотарев. «Алексей Алексеевич – высокий такой, широкоплечий, лысый. И добрый взгляд из-под нависших бровей. Он принимал близко к сердцу все наши стремления, занятия, подбрасывал нам всякие идеи».
После окончания университета Владимир Николаевич занимается активной журналистской деятельностью: пишет статьи для «Ленинградской правды», затем для «Полярной правды», «Красноярского рабочего» и других газет. В это время выходит его первая книжка – «Обыватель с зачетной книжкой». Во время Великой Отечественной войны Владимир Дружинин был корреспондентом «Последних известий» на радио в Ленинграде. В 1942 году его принимают в члены Союза писателей СССР. Победу над фашистской Германией встречает в Риге. В 1957-1958 работает корреспондентом в «Литературной газете», а начиная с 1960 года, много путешествует. За 30 лет Владимир Николаевич объездил почти 30 стран мира. Результатом поездок стал ряд очерков: «Путешествия по Венгрии», «Неси меня, Дунай», «Лица столиц», «Без переводчика», «Среднеевропейское время», «В нашем квадрате тайфун», а также, знаменитая «Янтарная комната». Сохранились его рисунки, сделанные в этих поездках.
В конце 70-х годов Владимиру Николаевичу удалось осуществить давнюю мечту – заняться изучением истории эпохи Петра по архивным материалам в хранилищах Ленинграда. «Державы российской посол» — замечательный исторический роман — стал итогом этого изучения. В конце романа, в статье «От автора» есть повествование Владимира Николаевича о войне: «Может показаться странным, но мое путешествие в прошлое началось в землянке переднего края. Я хорошо помню эту землянку. Огонек горящего телефонного провода бросает скупой свет на топчан, выхватывает из полумрака маслянистые бока алюминиевых котелков, развешанных по стенам. Выгнула спину черная усатая кошка, вырванная из детской книжки, — кто-то приколотил ее тут, над столиком, неизвестно почему, и оставил. Над головой бревна в два наката – защита, в которую хочется верить.
Мы воюем здесь каждую ночь. Наше оружие – микрофон, приделанный к доске стола. Рупоры на крыше землянки посылают немецкую речь с русским акцентом, слышную за несколько километров…» Известно, что Владимир Дружинин работал здесь вместе с известной Ольгой Берггольц.
***
Николай Петрович Дружинин скончался в 1941 году в Ленинграде во время блокады от голода, Владимир Николаевич умер в 1996 году. Эти наброски к портретам наших выдающихся земляков заставляют нас сделать несколько очень важных для нашего времени выводов.
Как сформулировал еще на Втором съезде краеведов в Рыбинске сам А. А. Золотарев, «в культурном росте личности заключается для настоящего времени самое сильное действенное средство – удержать в психике, во всем организме особую сопротивляемость против разрушительных условий текущей жизни…» Это сказано в 1921 году, но очень актуально именно сегодня.
Лучшим чертам личностей Дружининых помогла раскрыться родина – наш рыбинский край. «Как не сказать о Рыбинске, если он был некогда для меня «пределом света»? — писал Владимир Николаевич. – Дорога в Рыбинск вела меня к моему призванию. Я рано попал в среду людей, живших не хлебом единым. В Рыбинске, «уездной академии наук», во мне крепла охота к высшим радостям жизни – к радостям творческим».
Анна Богданова
Дата публикации — 10 декабря 2019 года.