Рыбинская Среда
Меню   ≡ ╳
  • ДЕНЬ ЗА ДНЁМ
    • МАСТЕРА «ПРЕОБРАЖЕНИЯ»
      МАСТЕРА «ПРЕОБРАЖЕНИЯ»
      МАСТЕРА «ПРЕОБРАЖЕНИЯ»
      Новости от молодежного движения "Преображение". Рассказывает Дарья Вдовина: "С 3 по 10 мая наша молодежь...
    • НАШИ НА ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
      НАШИ НА ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
      НАШИ НА ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
      На прошлой неделе в Санкт-Петербурге завершился Всероссийский конкурс вокального и интсрументального...
    • «Я ИДУ ПО РЫБИНСКУ»
      «Я ИДУ ПО РЫБИНСКУ»
      «Я ИДУ ПО РЫБИНСКУ»
      Среди записок недавно ушедшей от нас Галины Дмитриевны Левиной обнаружилось замечательное стихотворение,...
    • В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА-ТРАВЕРСО
      В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА-ТРАВЕРСО
      В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА-ТРАВЕРСО
      Еще одна удивительная встреча состоялась на этой неделе в рыбинском Музее фортепиано Алексея Ставицкого. Её...
    • «РЫБНАЯ СЛОБОДА», №28
      «РЫБНАЯ СЛОБОДА», №28
      «РЫБНАЯ СЛОБОДА», №28
      Вышел в свет 28-й номер журнала "Рыбная слобода". Позади десять лет деятельности нашего издания, официально...
    • «ХОР — ЭТО МНОГО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ»
      «ХОР — ЭТО МНОГО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ»
      «ХОР — ЭТО МНОГО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ»
      Каждый год 1 февраля мы отмечаем день рождения замечательного музыканта Ярославского края,...
    • Документы Рыбинского архива на сайте Троице-Сергиевой Лавры
      Документы Рыбинского архива на сайте Троице-Сергиевой Лавры
      Документы Рыбинского архива на сайте Троице-Сергиевой Лавры
      В октябре 2021 года Рыбинская епархия присоединилась к проекту Троице-Сергиевой лавры по цифровому...
    • Вадим Нефёдов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      Вадим Нефёдов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      Вадим Нефёдов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      Вслед за недавним сообщением о присуждении премии Вадима Нефедова рыбинским краеведам "Рыбинская среда"...
    • Первый Арт-кемп на Брейтовской земле
      Первый Арт-кемп на Брейтовской земле
      Первый Арт-кемп на Брейтовской земле
      В Брейтово и Прозорово с 9 по 11 апреля прошли мероприятия первого Арт-кемпа «Арт-резиденция...
    • ПЯТЬ ЮБИЛЕЕВ: Рыбинск в 2021 году
      ПЯТЬ ЮБИЛЕЕВ: Рыбинск в 2021 году
      ПЯТЬ ЮБИЛЕЕВ: Рыбинск в 2021 году
      Календарь памятных дат будущего 2021 года приготовил Рыбинску пять юбилеев. Первый из них приходится на 3...
    • ИЗЪЯТЬ У СОБСТВЕННИКА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
      ИЗЪЯТЬ У СОБСТВЕННИКА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
      ИЗЪЯТЬ У СОБСТВЕННИКА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
      Администрация Рыбинска намерена изъять здание бывшей мужской гимназии, расположенной на улице Крестовой, 92....
    • Житель Рыбинска стал добровольцем для испытания вакцины от COVID-19
      Житель Рыбинска стал добровольцем для испытания вакцины от COVID-19
      Житель Рыбинска стал добровольцем для испытания вакцины от COVID-19
      Коронавирус, распространившийся в этом году по всем странам мира, стал серьезным испытанием для экономики...
  • ПУБЛИЦИСТИКА
    • К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      25 июня 2025 года исполнится 150 лет со дня рождения академика Алексея Алексеевича Ухтомского. К этой дате вышли...
    • Леонид Иванов. КАК РЫБНАЯ СЛОБОДА МОРОВУЮ ЯЗВУ ПЕРЕЖИЛА
      Леонид Иванов. КАК РЫБНАЯ СЛОБОДА МОРОВУЮ ЯЗВУ ПЕРЕЖИЛА
      Леонид Иванов. КАК РЫБНАЯ СЛОБОДА МОРОВУЮ ЯЗВУ ПЕРЕЖИЛА
      До последнего времени в распоряжении краеведов было крайне немного данных о том, как те или иные...
    • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА
      ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА
      ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА
      «Милая Светлана! Прости за наивность — не жду ответа, а пишу потому, что мне очень скучно и так тебя не...
    • 17 февраля — день памяти Героя Советского Союза Анатолия Смирнова
      17 февраля — день памяти Героя Советского Союза Анатолия Смирнова
      17 февраля — день памяти Героя Советского Союза Анатолия Смирнова
      17 февраля исполнится двадцать лет памяти Героя Советского Союза  Анатолия Васильевича Смирнова (9 ноября 1919...
    • Алексей Крылов. РОЖДЕСТВО НА БЕРЕГУ ЧЕРЕМУХИ
      Алексей Крылов. РОЖДЕСТВО НА БЕРЕГУ ЧЕРЕМУХИ
      Алексей Крылов. РОЖДЕСТВО НА БЕРЕГУ ЧЕРЕМУХИ
      Не могу сказать, что регулярно читаю журнал «Рыбная слобода», но в моём архиве отыщется несколько номеров...
    • БАМ. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
      БАМ. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
      БАМ. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
      Так называется фотопроект Александра Ведерникова - фотохудожника, имя которого известно рыбинцам. Многие...
    • РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 26
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 26
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 26
      Дом на улице Гоголя, 26 был уникальным памятником духовной жизни рыбинской и нтеллигенциии в 20-е годы ХХ века....
    • РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Румянцевская, 36
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Румянцевская, 36
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Румянцевская, 36
      В своде памятников Рыбинска это здание числилось как дом Лютикова. Таких зданий - со сложными решениями...
    • Михаил Демин. «ПЕШИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
      Михаил Демин. «ПЕШИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
      Михаил Демин. «ПЕШИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
      Паломничества давно представлялись мне занятием содержательным, но далёким. Святая земля или Новый...
    • «РЫБИНЦЕВ СЧИТАЮ ОСНОВНЫМИ МОИМИ ПРИХОЖАНАМИ»
      «РЫБИНЦЕВ СЧИТАЮ ОСНОВНЫМИ МОИМИ ПРИХОЖАНАМИ»
      «РЫБИНЦЕВ СЧИТАЮ ОСНОВНЫМИ МОИМИ ПРИХОЖАНАМИ»
      Десять лет прошло с тех пор, как совершили мы путешествие во Фроловское Большесельского района. Публикацию...
    • Светлана Соловьева. МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
      Светлана Соловьева. МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
      Светлана Соловьева. МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
      31 января сообщество художников Рыбинска и бывшие ученики ДХШ простились с художником Светланой Соловьевой....
    • ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЧЕЛИЩЕВОЙ В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО
      ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЧЕЛИЩЕВОЙ В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО
      ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЧЕЛИЩЕВОЙ В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО
      Середина января. Святки. Столько событий в нашем зимнем, морозном, заснеженном Рыбинске!  Пишем только о тех,...
  • СОБЕСЕДНИК
    • К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      25 июня 2025 года исполнится 150 лет со дня рождения академика Алексея Алексеевича Ухтомского. К этой дате вышли...
    • Леонид Ваксман. ДОБРОТА
      Леонид Ваксман. ДОБРОТА
      Леонид Ваксман. ДОБРОТА
      24 сентября Рыбинск простился с Леонидом Максимовичем Ваксманом. Он прожил большую жизнь - всего трех лет не...
    • «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
      «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
      «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
      В минувшем году исполнилось 75 лет священнику Александру Чистову, который с сентября 2019 года живет и трудится...
    • Протоиерей Анатолий Денисов: «ПУСТЬ ПЕЧАЛИТСЯ ТОТ, КТО БОГА НЕ ЗНАЕТ»
      Протоиерей Анатолий Денисов: «ПУСТЬ ПЕЧАЛИТСЯ ТОТ, КТО БОГА НЕ ЗНАЕТ»
      Протоиерей Анатолий Денисов: «ПУСТЬ ПЕЧАЛИТСЯ ТОТ, КТО БОГА НЕ ЗНАЕТ»
      Протоиерей Анатолий Денисов, настоятель Троицкого храма в селе Прозорово Брейтовского района, благочинный...
    • ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ
      ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ
      ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ
      2 ноября умерла Галина Дмитриевна Левина. Она была одним из последних представителей плеяды рыбинских...
    • Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
      Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
      Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
      В приходе храма Иверской иконы Богоматери вышла в свет книга  воспоминаний о протоиерее Димитрии Садовском...
    • «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
      «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
      «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
      Минувшей осенью в Рыбинской епархии несколько дней гостила монахиня Магдалина (Проферансова) из монастыря...
    • «В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ» (Памяти Галины Павловны Бабошиной)
      «В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ» (Памяти Галины Павловны Бабошиной)
      «В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ» (Памяти Галины Павловны Бабошиной)
      12 апреля 2021 года не стало Галины Павловны Бабошиной (в девичестве Пановой).  Прожив долгую-долгую жизнь,...
    • ИРИНА НИКУЛУШКИНА: «БЕЗ БОГА НЕВОЗМОЖНА ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ»
      ИРИНА НИКУЛУШКИНА: «БЕЗ БОГА НЕВОЗМОЖНА ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ»
      ИРИНА НИКУЛУШКИНА: «БЕЗ БОГА НЕВОЗМОЖНА ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ»
      За большой вклад в развитие культуры Ярославской области Почетной грамотой губернатора области награждена...
    • СРЕДИ СВОИХ.  Десять писем Анастасии Ширинской Вадиму Нефедову
      СРЕДИ СВОИХ.  Десять писем Анастасии Ширинской Вадиму Нефедову
      СРЕДИ СВОИХ.  Десять писем Анастасии Ширинской Вадиму Нефедову
      Об Анастасии Александровне Ширинской (1912-2009) написано и сказано много. Изданы её мемуары «Бизерта. Последняя...
    • «Горбачёв сказал: «Мне жаль Ахромеева и тебя».  Я ему ответил: «А мне жаль Родину»
      «Горбачёв сказал: «Мне жаль Ахромеева и тебя».  Я ему ответил: «А мне жаль Родину»
      «Горбачёв сказал: «Мне жаль Ахромеева и тебя».  Я ему ответил: «А мне жаль Родину»
           Известие о смерти 95-летнего маршала Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Язова, пришедшее почти сразу...
    • МУЗЕЙ РОЯЛЕЙ?  В РЫБИНСКЕ?
      МУЗЕЙ РОЯЛЕЙ?  В РЫБИНСКЕ?
      МУЗЕЙ РОЯЛЕЙ?  В РЫБИНСКЕ?
           В нескольких залах Красного гостиного двора Рыбинска разместилась коллекция фортепиано известного...
    • «ПРАВНУК СВЯЩЕННИКА, ВНУК ЖАНДАРМА, СЫН ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО»
      «ПРАВНУК СВЯЩЕННИКА, ВНУК ЖАНДАРМА, СЫН ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО»
      «ПРАВНУК СВЯЩЕННИКА, ВНУК ЖАНДАРМА, СЫН ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО»
      Слыша сегодня мощный голос рыбинского протодиакона Димитрия Михайловича Сладинова, прихожане...
    • «В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ МУЖСКОЙ РАБОТЫ МНОГО»
      «В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ МУЖСКОЙ РАБОТЫ МНОГО»
      «В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ МУЖСКОЙ РАБОТЫ МНОГО»
      История рыбинского Софийского женского монастыря - история во многом трагическая. Основанный еще в 1860-м...
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ
    УЧЕБНИК
    • Искусство
      • ВОСПОМИНАНИЕ О ВЫСТАВКЕ
        ВОСПОМИНАНИЕ О ВЫСТАВКЕ
        ВОСПОМИНАНИЕ О ВЫСТАВКЕ
        3 апреля - день памяти преподобного Серафима Вырицкого, уроженца Рыбинского края, нашего земляка,...
      • «БАБЬЕ ЛЕТО»: юбилейная выставка Татьяны Потурай
        «БАБЬЕ ЛЕТО»: юбилейная выставка Татьяны Потурай
        «БАБЬЕ ЛЕТО»: юбилейная выставка Татьяны Потурай
        13 сентября в 16.00 в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике...
    • История
      • 60 лет основанию Мемориала «Огонь Славы»
        60 лет основанию Мемориала «Огонь Славы»
        60 лет основанию Мемориала «Огонь Славы»
        В этом году, когда мы отмечаем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, исполняется 60 лет с момента...
      • ПОЛВЕКА ВЕЧНОМУ ОГНЮ
        ПОЛВЕКА ВЕЧНОМУ ОГНЮ
        ПОЛВЕКА ВЕЧНОМУ ОГНЮ
        Огонь Славы у Обелиска в честь боевых и трудовых подвигов рыбинцев был зажжён 9 мая 1975 года. Вначале в 1968...
    • Очерки по истории РЫБНОЙ СЛОБОДЫ
      • Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
        Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
        Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
         2 ноября – день памяти Галины Дмитриевны Левиной, автора книги "Очерки по истории Рыбной слободы"...
      • Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
        Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
        Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
        На рубеже ХХ-ХХI вв. энтузиасты-краеведы перерыли всё: и печатные источники, и архивные документы, и...
    • Краеведение
      • ВЫШЕЛ В СВЕТ 31-й НОМЕР ЖУРНАЛА «РЫБНАЯ СЛОБОДА»
        ВЫШЕЛ В СВЕТ 31-й НОМЕР ЖУРНАЛА «РЫБНАЯ СЛОБОДА»
        ВЫШЕЛ В СВЕТ 31-й НОМЕР ЖУРНАЛА «РЫБНАЯ СЛОБОДА»
        Содержание этого номера «Рыбной слободы» сформировали памятные даты 2025 года. Первая из них – столетие...
      • «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
        «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
        «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
        Купила на развале книгу писем Михаила Ксенофонтовича Соколова. В целом - очень грустную книгу. Двадцатые,...
    • Литература
      • «ТЫ НЕ ОДИН»
        «ТЫ НЕ ОДИН»
        «ТЫ НЕ ОДИН»
        Не было еще такой эпохи, когда бы и искусству, и театру, и литературе в один миг пришлось бы провалиться в...
      • Ирина Хохлова. СЕРЕЖЕНЬКА
        Ирина Хохлова. СЕРЕЖЕНЬКА
        Ирина Хохлова. СЕРЕЖЕНЬКА
        Публикуя накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского рассказ Ирины Хохловой, «Рыбинская среда», ...
    • Обществознание
      • ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. Материнские заметки
        ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. Материнские заметки
        ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. Материнские заметки
        Со времен апостольских христиане встречали день Господень – день Воскресения Спасителя – Литургией. Со...
      • НАЙТИ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ
        НАЙТИ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ
        НАЙТИ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ
        С 1 октября начинается этап школьных олимпиад по предметам – очень важное время для тех учащихся, кто в...
    • Экология
      • ИЗ ИСТОРИИ АРКТИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ В  НАШЕМ КРАЕ
        ИЗ ИСТОРИИ АРКТИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ В  НАШЕМ КРАЕ
        ИЗ ИСТОРИИ АРКТИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ В НАШЕМ КРАЕ
        "В конце декабря 1978 и начале 1979 года сформировался очень мощный арктический антициклон, - сообщает...
      • ХОПЫЛЕВО — 2019
        ХОПЫЛЕВО — 2019
        ХОПЫЛЕВО — 2019
        В минувшие выходные завершилась первая июльская смена семейного волонтерского слета в Хопылево, который...
  • НЕБЕСНОЕ
    ЗЕМЛЯЧЕСТВО
    • Анна Новоторцева. МОЙ ДЕД И ЕГО БРАТЬЯ
      Анна Новоторцева. МОЙ ДЕД И ЕГО БРАТЬЯ
      Анна Новоторцева. МОЙ ДЕД И ЕГО БРАТЬЯ
      Мой дедушка по материнской линии Новоторцев Вячеслав Федорович родился 9 февраля 1925 г., в день памяти...
    • Схииеромонах Алексий (Василенко): «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЁ ВРЕМЯ НА ПЕРЕДОВОЙ»
      Схииеромонах Алексий (Василенко): «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЁ ВРЕМЯ НА ПЕРЕДОВОЙ»
      Схииеромонах Алексий (Василенко): «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЁ ВРЕМЯ НА ПЕРЕДОВОЙ»
      1 декабря 2024 года исполнилось 70 лет со дня рождения протоиерея Димитрия Садовского, настоятеля храма...
    • Семейные реликвии из «хлебного города»
      Семейные реликвии из «хлебного города»
      Семейные реликвии из «хлебного города»
      Осенью 2017 года мы поместили публикацию «Храм Всех Русских святых в рыбинском Заволжье», посвященную...
    • СВЯТИТЕЛЬ АГАФАНГЕЛ. К 170-летию со дня рождения
      СВЯТИТЕЛЬ АГАФАНГЕЛ. К 170-летию со дня рождения
      СВЯТИТЕЛЬ АГАФАНГЕЛ. К 170-летию со дня рождения
      16 октября - день памяти святителя Агафангела, митрополита Ярославского.  «История скажет своё правдивое...
    • ПОСЛЕДНИЙ АРХИПАСТЫРЬ МАНЬЧЖУРИИ
      ПОСЛЕДНИЙ АРХИПАСТЫРЬ МАНЬЧЖУРИИ
      ПОСЛЕДНИЙ АРХИПАСТЫРЬ МАНЬЧЖУРИИ
           Среди выдающихся иерархов Русской Православной Церкви земляков у рыбинцев не так уж много. Одним из...
    • Лидия Ватлина.  ДВЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
      Лидия Ватлина.  ДВЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
      Лидия Ватлина.  ДВЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
      6 июля 1415 года - день мученической кончины мыслителя и проповедника, национального героя Чешской земли Яна...
    • АКАДЕМИК УХТОМСКИЙ. К 145-летию со дня рождения
      АКАДЕМИК УХТОМСКИЙ. К 145-летию со дня рождения
      АКАДЕМИК УХТОМСКИЙ. К 145-летию со дня рождения
      25 июня 2020 года исполнилось 145 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося учёного-физиолога, выпускника...
    • Юрий Кублановский. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
      Юрий Кублановский. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
      Юрий Кублановский. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
      В той части Рыбинска, где служил и просвещал покойный отец Димитрий Садовский, в детстве я не бывал. Да ведь и...
    • Вместе с Лазарем четверодневным
      Вместе с Лазарем четверодневным
      Вместе с Лазарем четверодневным
      Сегодня состоялось погребение настоятеля рыбинского храма Иверской иконы Божией Матери протоиерея...
    • Рыбинск. 1944 год
      Рыбинск. 1944 год
      Рыбинск. 1944 год
      В год 75-летия Великой Победы "Рыбинская среда" напомнит рыбинцам, читателям портала о тех земляках - авторах...
    • ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПРАВЕДНИКОВ
      ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПРАВЕДНИКОВ
      ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПРАВЕДНИКОВ
      Эта встреча представителей старшего поколения духовенства епархии с прихожанами Спасо-Преображенского...
    • АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ТОЛЬКО ФАКТЫ
      АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ТОЛЬКО ФАКТЫ
      АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ТОЛЬКО ФАКТЫ
      6 декабря Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Кем был...
  • КИНОТЕАТР
  • КАТАЛОГ
    • Напутствие. Людмила Марасинова
      Напутствие. Людмила Марасинова
      Напутствие. Избранные статьи и письма Л.Марасиновой
      Наследие ученого-исследователя Людмилы Михайловны Марасиновой, касающееся общих закономерностей развития...
    • Санкт Петербург - Рыбинск. Триста лет обшей истории.
      Санкт Петербург - Рыбинск. Триста лет обшей истории.
      Санкт Петербург — Рыбинск. Триста лет обшей истории.
      Исторические взаимосвязи двух российских городов, возможно, впервые становятся темой для путеводителя....
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(21)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(21)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(21)2019
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(20)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(20)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(20)2019
    • Журнал Рыбная Слобода приложение
      Журнал Рыбная Слобода приложение
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА Приложение
      Этот номер журнала посвящен тридцатилетию рыбинского хорового фестиваля имени Владислава Геннадиевича...
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 14
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 14
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(14)2017
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 19
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 19
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 1(19)2019
      Этот номер "Рыбной слободы" рассказывает читателю о Некоузском благочинии Рыбинской епархии Русской...
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 17
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 17
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(17)2018
      В 2018 году исполнилось 300 лет со дня рождения преподобного Феодора Санаксарского — нашего земляка, потомка...
  • КОНТАКТЫ
Главная » Региональный учебник » Краеведение » Леонид Иванов. 1071-Й ГОД АЛЕКСЕЯ ЗОЛОТАРЁВА
Леонид Иванов. 1071-Й ГОД АЛЕКСЕЯ ЗОЛОТАРЁВА
49094910491149134914

Леонид Иванов. 1071-Й ГОД АЛЕКСЕЯ ЗОЛОТАРЁВА

Почти столетие назад дату первого упоминания города Рыбинска в исторических летописях предложил выдающийся русский краевед Алексей Алексеевич Золотарев. Именно благодаря его публикациям и деятельности возглавляемого им Рыбинского научного общества она попала в большинство отечественных энциклопедий. Современные археологические раскопки и открытие новых письменных источников дали дополнительные аргументы в подтверждение этой даты.

 

До Золотарева: поиски между XII и XVI веками

Первым исследователям рыбинской истории пришлось нелегко. В их распоряжении не было местных рукописей или записей, которые велись бы в здешних монастырях и церквях. Оставалось надеяться на находки упоминаний в общерусских летописях, или документов из архивов других княжений или епископий. Но и там с известиями было негусто – поскольку и Усть-Шексна, и Рыбная слобода были удалены от таких центров летописания XII – XVIвв., как Ростов, Переславль – Залесский, Тверь, Москва, Владимир, и тем более от Новгорода, Пскова, Смоленска или Киева. Сказывалось и недолгое правление в наших местах удельной княжеской династии Шехонских (кон.XIV-сер.XVв.) – а ведь обычно князья, помимо церковных иерархов, были главными заказчиками составления летописных записей. Последующее нахождение Усть-Шексны в составе владений великой княгини Марии Ярославны (1460/62?-1473гг.) и Угличского удела Андрея Васильевича Большого (1473-1493гг.) отразилось лишь в местном летописании Углича, дошедшем до нас в списках XVII века. В результате первым историографам оставалось разочарованно разводить руками: «О начале населения, когда, кем и на какой конец основано ясного сведения получить негде. Видно или не попало то под резец Истории или истреблено едкостью времен, а только по духовной Грамоте Великого князя Иоанна Васильевича, писанной около 1504 года, селение сие названо уже Рыбною Слободою»[1], — читаем мы в рукописи «Описание города Рыбинска» 1811г., изданной младшим братом Алексея Алексеевича Золотарева,  Давидом Алексеевичем спустя столетие.

Настоятель рыбинского Спасо-Преображенского собора Матфей Гомилевский провел более тщательный поиск, но и он поначалу не давал определенности: «Летописи не сообщают нам точных известий ни о первых основателях, ни о времени появления Рыбинска: обстоятельства эти равно неизвестны для истории: впрочем, есть следы неизгладимые, по которым видно, что заселение места, занимаемого нынешним городом, относится к отдаленным временам … к правлению великого князя Ярослава 1-го…»[2]. «Неизгладимые следы», упомянутые Гомилевским, спустя почти полтора столетия с момента написания его работы «Описание города Рыбинска» в 1837-м году, из литературной метафоры превратятся в первые находки археологов на правом и левом берегах Волги и Шексны. При этом при впадении Шексны в Волгу слой древнерусского времени окажется датированным рубежом X — XI веков.

В своих поисках настоятель рыбинского собора ориентировался на упоминание тех географических названий, которые походили на современное ему название города. Скорее всего, именно поэтому он первым обратил внимание на то, что «… В уставе Новгородского Князя Святослава Ольговича о десятинах, сказано: «В лето 6645 (1137) урядил Князь Никола Святослав с Владыкою Нифонтом <…> А се Бежичьскый ряд: в Бежичех 6 гривен и 8 кун, … Рыбаньске гривна Волжьская …» …ежели в Новгородском Княжении, к которому причисляется селение Рыбаньское…не было никакого иного селения, подобного имени, то древность Рыбинска простирается до 700 лет…»[3]. Историки долгое время ориентировались на эту дату в качестве первого упоминания, пока более подробный анализ поселений Новгородской земли не показал, что оговорку Гомилевский сделал неслучайно: в Бежецком Верхе на Мологе действительно существовал еще один «Рыбаньск» — современное село Рыбинское Заручье, еще недавно — центр Рыбинского сельского поселения Тверской области[4]. Наш современник, академик В.Л.Янин, исследуя историю  денежной системы средневековой Руси, обратил внимание, что обложение Рыбаньска «гривной волжской» — это поздняя приписка 2-й пол XIII века, когда наряду с ней в ходу были и гривны смоленские, и рубли новгородские и другие «региональные» денежные единицы. В то время это были не монеты, а серебряные слитки, их куски, или шкурки ценных меховых животных. При этом в найденных в Великом Новгороде берестяных грамотах 60-х гг. XIIIв. «гривна волжская» и «бежецкая гривна» означают одну и ту же  денежную единицу[5].

Долгое время историки считали древнего предшественника Рыбинска исключительно промысловым поселением: «…Это простолюдин, зачатый рыбным промыслом, вскормленный богатствами вод Волги и Шексны … вовсе неизвестно, когда и кто положил начало зародышу этого города… еще в первой половине XII в. здесь было уже поселение, вероятно, в виде небольшой рыбацкой слободки. В уставной грамоте Новгородского князя Святослава Ольговича о десятинах 1137 года, в первый раз поименован какой-то «Рыбаньск»[6], — писал ярославский краевед Константин Головщиков в своей книге «Город Рыбинск, его прошедшее и настоящее., изданной в 1890г. С анализа упоминания «Рыбаньска» в 1137-м году и Рыбной слободы в 1504-м начинал свой поиск в 20-е годы прошлого столетия и Алексей Алексеевич Золотарев. Но затем расширил зону своего поиска и пришел к совершенно другим выводам.

 

Записные книжки – «исследовательская лаборатория» Золотарева     

По записным книжкам Золотарева видна логика его анализа. Он оттолкнулся от возможности упоминания старых географических названий в более поздних документах. Такое в русской истории случалось не раз.  Например, Переяславль-Рязанский на Оке упоминается в летописи первый раз под 1300 г., княжеский стол в него был перенесен из Старой Рязани во второй пол.XIV в., при этом культурный слой города датируется не позднее середины XII века. Город Ярополч-Залесский на Клязьме во Владимирской земле упоминается в летописи первый раз в конце XIV века, Ярополчья волость известна по документам XIV-XV вв., при этом культурный слой города датируется не позднее середины XI века[7].

В договорных грамотах 70-х-80-х гг.XV в., заключенных между великим князем Московским Иваном III с удельных князем Андреем Большим Угличским встречалось упоминание волости «Усть-Шексна», подаренной Андрею его матерью наряду с волостью «Романов городок»[8]. Усть-Шексна упоминалась также в завещании (духовной грамоте) их отца  — Василия Темного 1462г. со ссылкой на «купли», совершенные его женой – великой княгиней Марией Ярославной[9].

От документов пятнадцатого века исследователь вновь вернулся к поиску упоминания топонима «Усть-Шексна» в источниках более раннего времени. Так он выявил статью «Повести временных лет», где под 1071г. описывался финал социального конфликта, происшедший на «Оусть-Шексны»[10].

 «Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто урожай держит». И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут же называли знатных женщин, говоря, что та жито удерживает …И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же, мороча людей, прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу, либо белку, и убивали многих женщин, а имущество их забирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними людей триста. В это же время случилось Яню…, собирая дань, прийти от князя Святослава …

…Янь же, расспросив, чьи они смерды, и узнав, что это смерды его князя, послал к тем людям, которые были около волхвов, и сказал им: «Выдайте мне волхвов, потому что смерды они мои и моего князя». Они же его не послушали. Янь же … с двенадцатью отроками пошел к ним к лесу. Они же бежали в лес и убили тут Янева попа.   Янь же, войдя в город к белозерцам, сказал им: «Если не схватите этих волхвов, не уйду от вас весь год». Белозерцы же пошли, захватили их и привели к Яню… Те же сказали: «Говорят нам боги: не можешь нам сделать ничего!» Он же сказал им: «Лгут вам боги ваши». Они же ответили: «Суждено нам предстать перед Святославом, а ты не можешь ничего нам сделать»…

И повелел Янь вложить кляп в уста им и привязать их к мачте и пустил их перед собою в ладье, а сам пошел за ними.  И сташа на Усть Шекъсны, и сказал им Янь: «Что же вам теперь ваши боги молвят?» Они же сказали: «Так нам боги молвят: не быть нам живым от тебя». И сказал им Янь: «Вот это вам правду поведали боги ваши»….И рече Янь к повозникам:  «У кого из вас кто из родни убит ими?» Они же ответили: «У меня мать, у того сестра, у иного дочь». Он же сказал им: «Мстите за своих». Они же, схватив, убили их и повесили на дубе: так отмщение получили они от Бога и по правде! Яневи же идущю домовь, то на другую же ночь медведь взобрался, загрыз и съел кудесников».

 

Поскольку в записи о событиях 1071г. фигурируют погосты по Волге и Шексне, Алексей Алексеевич пересмотрел звучавшие до него утверждения об исключительно промысловом характере древнего поселения на месте современного Рыбинска: ««Впервые Рыбинск, как населенное место, упоминается еще в нашей начальной летописи в 1071 году под именем погоста Усть-Шексны. Здесь завершилась драма восстания в Ростовской земле <…> Уже это … сказание характерно для истории города Рыбинска одной своей чертою: Усть-Шексна выступает здесь как торговый поселок, занимавшийся рыболовством и извозом. Этот характер … занятия жителей, как и само название Усть-Шексна, сохраняется за Рыбинском в продолжение всего удельного периода нашей истории и в первые века собирательства Русской земли Московским правительством.»[11]. Погостами в Древней Руси назывались административные пункты, использовавшиеся княжескими дружинниками для сбора дани. Они приезжали в погосты на некоторое время «погостить», пока представители местного населения – «повозники» — погружали собранную заранее дань (шкурки ценных меховых животных). Первая публикация о 1071-м годе как дате начальной истории Рыбинска вышла в коллективном труде Рыбинского исторического общества «Путеводитель-справочник по Рыбинску» в 1928-м году, на следующий год вышло второе издание книги.

Размышлял Алексей Алексеевич Золотарев и о факторах, повлиявших на развитие городской истории. И в этих размышлениях влияние рыбного промысла все больше уступало место  удобному географическому положению на водных и сухопутных путях по Волге, Мологн и Шексне: «Перекресток путей особенно характерен для нашего города в том отношении, что другая судоходная река Шексна имя которой в русской начальной истории Руси носил погост Усть-Шексна, а позднее в Московский период посада и городка Усть-Шексны, вливается в Волгу с левой стороны и как раз течет перед Рыбинском в направлении с севера на юг <…>. Таким образом точка перевоза дает удобный случай в главных моментах рассказа истории заселения Рыбинска, начиная от летописных времен через феодальный период и наглядно показывает динамику направления роста города»  — записал он в рукописи «Город как предмет краеведческого экскурсионного изучения в истории и современности»[12], подготовленной для заседании секции по истории Рыбинска Рыбинского научного общества.

 

Так почти столетие назад Золотарев не только первый обосновал дату 1071г. в качестве начальной для истории Рыбинска, но при этом определил функции первого поселения Усть-Шексна на территории Рыбинска, и сформулировал идею непрерывности его истории на двух берегах Волги.

 

Научный анализ, а не политический заказ

Оппоненты празднования 950-летия Рыбинска обвиняли А.А. Золотарева  в намеренном искажении истории в угоду «классовому подходу», присущему советским историкам. При этом они ссылались на работу Е.С. Розова, который, пытался навесить этот ярлык, имел в своем распоряжении лишь 2-е издание «Путеводителя-справочника по г.Рыбинску» 1929г. Появление даты начала города на страницах «Путеводителя…» он прямолинейно увязывал с обстановкой «года великого перелома»: «…Налицо классовая подоплека трактовки давно канувших в Лету событий, тем более нужных для богатого революционным прошлым края… Вот где, на наш взгляд, следует искать истоки навязанной рыбинскому краеведению «преемственности»! Тогда уже вовсю работала цензура, а вопрос: «Чем вы занимались до семнадцатого года?», был далеко не праздным. Не исключено, что был и заведомый заказ искать и в краеведении любые свидетельства «героического прошлого»»[13].

Очевидно, что Е.С. Розов был не в курсе, что работу над источниками А.А.  Золотарев начал за несколько лет до первой публикации, в условиях поощрявшего свободу мнений НЭПа. Первое издание путеводителя-справочника по Рыбинск вышло в 1928-м году, до начала «великого перелома» и усиления  цензуры. Отсутствие указания авторов путеводителя было связано с тем, что они называли свой труд «прежде всего коллективным» Целью путеводителя объявлялась «всемерная работа на культурном фронте» с подробным описанием музеев, библиотек, архивов, научных учреждений[14]. Таким образом, выводы о «политическом заказе» при обосновании даты 1071г. сделаны без использования полного круга источников, и в связи с этим не имеют научного характера.

В 1930г. за свое независимое от властей мнение и защиту от разрушения памятников истории и культуры сам А.А. Золотарев и его единомышленники заплатили ссылками и арестами. Своим взглядам Алексей Алексеевич остался верен и в дальнейшем. И благодаря его внимательной и скрупулёзной работе с источниками следующим поколениям краеведов было легче опираться  на летописное известие о 1071г. После первого ареста и освобождения, А.А. Золотарев вместе с другим видным деятелем краеведческого движения – Н.П. Анциферовым, по предложению А.М. Горького подготовил книгу о Ярославле, где снова вернулся к дате 1071г., под которой на страницах русский летописи впервые и одновременно появляются и Ярославль, и Усть-Шексна. Рукопись «Ярославль. История. Культура. Быт»., подготовленная в 1936г., не была издана при жизни авторов, и напечатана только в 2019г. В ней авторы пытались учесть как данные источников, так и необходимость их анализа в рамках принятого в советский исторической науке «классового подхода»:     «…Летопись относит Ярославское восстание волхвов к 1071 году и ставит его, как и суздальское [1024г. – Л.И.], в связь с великою голодовкою, постигшею всю Ростовскую землю <…> Но перед выездом на Волгу, у погоста Усть-Шексны, Ян Вышатич решил поскорее расправиться со своими волхвами, так как получил известие, что восстание нашло себе отклик и в других местах Ростовской земли, а прежде всего в самом Ростове, где в том же 1071 году был убит третий по счету епископ Ростовский Леонтий». [15] Даже в условиях идеологической цензуры 30-х гг., А.А.  Золотарев оставался верен результатам собственного первоначального научного анализа источников, проведенных десятилетием раньше. А предположения о политическом заказе при обосновании даты 1071г. как первого упоминания поселения Усть-Шексна на территории Рыбинска, голословны и бездоказательны.

 

1071-й: «выход  из тени» 1777-го

Работы А.А. Золотарева серьезно повлияли на последующие поколения исследователей. Материалы о событиях 1071г. были включены в экспозицию Рыбинского музея, о них писал известный советский писатель и краевед М.А. Рапов  в своей книге о Рыбинске[16]. Почетный гражданин Рыбинска, канд.ист.наук Л.М. Марасинова в 1977г., будучи соавтором фундаментального труд 1977 г.м — сборника «Рыбинск в документах», при сборе материалов и написании текста к главе «Первые сведения из истории Рыбинска», настояла на открытии сборника именно летописным известием 1071г. о восстании волхвов в Ростовской земле. В следующих 1978-79 гг. на берега Волги и Шексны по ее же инициативе пришли археологи и состоялось обнаружение культурного слоя домонгольского времени при впадении Шексны в Волгу[17].

Тем не менее, подготовка и проведение в 1977г. празднования  200-летия Указа Екатерины Второй о переименовании Рыбной слободы в  уездный город Рыбной, поданное партийными и советскими органами как 200-летие самого города Рыбинска, привело к тому, что дата 1071 год «уступила» в сознании горожан 1777-му году как начальной точке истории на несколько последующих десятилетий. Главное, что оказалось при этом практически забыто – это установленный А.А.Золотаревым факт непрерывности рыбинской истории и длительных периодов, когда она имела городской характер. Наполненный сменяющими друг друга периодами расцвета и упадка, мирного развития и войн, путь Усть-Шексны, Рыбной слободы и Рыбинска длинною в десять столетий в массовом сознании был заменен на образ «столицы бурлаков», города купцов, а затем – советского промышленного центра. М.А.Рапов, например, отмечал: «Рыбинск рожден не рыбой, а хлебом. Когда Петр Первый прорубил окно в Европу,…когда система каналов соединила верховья Волги с Петербургом, Рыбинск оказался самым северным, самым верхним местом на Волге, откуда начинался новый, недоступный для больших волжских судов, мелководный путь к Балтике…»[18]. При этом Рыбная слобода XV-XVIIвв. в период своей ранней истории описывалась скорее как небольшое сельское поселение, жители которого до 3-й четв.XVII века преимущественно ловили рыбу на «государев обиход», и только затем, при истощении рыбных запасов, занялись торговлей и ремеслом, получив статус посадских людей. Введение к сборнику документов по истории Рыбинска 1977г. открывалось утверждением, которое идеологически искажало взгляд на путь, пройденный городом: «От маленьких поселений и погостов в древности, Рыболовецкой слободы в XVI-XVIII веках, большого торгового и перевалочного центра на Верхней Волге в XIX веке, Рыбинск вырос до крупного высокоразвитого промышленного города наших дней. 200 лет назад, 3 августа 1777г., Рыбная слобода была преобразована в город Рыбной. 200-летний юбилей трудящиеся Рыбинска…отмечают новыми успехами в строительстве коммунистического общества…»[19].

На такой перекос повлияли не только жесткие идеологические установки, но и имевшаяся в тот момент узость источниковой базы по периоду истории Усть-Шексны и Рыбной слободы до XVIII века. Главным документом исследователей была Писцовая книга Рыбной слободы 1674-1676гг., опубликованная еще в 1917г. усилиями Рыбинского научного общества. При этом практически во всех работах 70-х-90-х гг. само собой подразумевалось, что до второй половины семнадцатого столетия «городской» истории у Рыбинска не было, вопреки мнению А.А. Золотарева. Так, докт. ист. наук М.Я. Волков считал, что городской статус у всех жителей Рыбной слободы появился в 1676-1681гг.[20]. Г.Д,Левина, в свою очередь, обратила внимание на упоминание в источниках статуса жителей Рыбной слободы как посадских людей (то есть горожан) уже в 1652г.[21] Тем не менее, она исходила из того, что городские функции и признаки Рыбная слобода приобретала постепенно: «Рыбная слобода, прежде чем стать городом, прошла в своем развитии несколько этапов: рыболовецкая слобода-торгово-ремесленный центр-перевалочный пункт – «знатная струговая пристань». Все изменения в экономике происходят постепенно»[22].

Сегодня в распоряжении исследователей имеется ряд источников, доказывающих, что начало «городской» жизни на месте современного Рыбинска можно обоснованно  удревнять, причем как на правом, так и на левом берегах Волги. Наличие статуса посадских (по тогдашнему законодательству – городских) жителей у рыбнослободцев подтверждается грамотой княгинь Шехонских уже в начале XVII века – под 1612/1613гг.[23] При описании участников восстания против Лжедмитрия II в  1608г. шведский посол Петр Петрей говорит о «городе Рыбинск»[24]. Рыбная слобода в качестве города фигурирует на иностранных картах Московии не только нач.XVII в. (у Исаака Массы), но и на сто лет раньше – на «Карте русских княжеств» 1526г.[25] И наконец, в числе городов и монастырей «Кирилловского езда» Ивана Грозного в 1553г, молодой царь после Углича следует «на усть Шексны на Рыбную»[26]. Еще одним принципиальным фактом, подтверждающим актуальность  выводов А.А. Золотарева, стало обнаружение материальных городских признаков при раскопках торгово-ремесленного поселения Усть-Шексна.

В этих условиях упорство в утверждениях оппонентов 950-летия о том, что Рыбная слобода до Указа Екатерины не имела городского статуса, свидетельствует лишь о незнании, либо о сознательном игнорировании данных источников.

 

Слово берет археология

Тридцать лет назад начался продолжающийся и поныне новый этап исследования и подтверждения даты  первого упоминания Усть-Шексны под 1071г., открытой А.А. Золотаревым. С начала 90-х гг. Рыбинской археологической экспедицией под руководством А.Н. и И.И. Рыкуновых  исследуется поселение Усть-Шексна при впадении Шексны в Волгу. За время раскопок был накоплен и ежегодно пополняется фонд материальных источников. Они позволили сопоставить облик Усть-Шексны с известными по летописям городскими поселениями. А наблюдения за динамикой распространения  культурного слоя XV-XVIвв. на левом и правом берегах  Волги показательны для подтверждения преемственности Усть-Шексны и Рыбной слободы.

Городской характер поселения при впадении Шексны в Волгу поначалу может вызвать неверие и сомнение. Некоторые оппоненты при этом ссылаются на отсутствие здесь на протяжении всего древнерусского периода до кон.XIVвв. самостоятельной княжеской династии. Те, кто опирается на такую «аргументацию», плохо знают источники: например, в XII-XIIIвв. в таких городах Владимиро-Суздальской земли, как Белоозеро, Кострома, Нижний Новгород, Дмитров, Галич Мерский, Молога, Великий Устюг и др. не было княжеского стола. Тем не менее, никто не отрицает, что все перечисленные населенные пункты в домонгольское время были городами. Отсутствие обнаруженных при раскопках валов и рвов тоже не аргумент: не будем забывать, что ширина Шексны увеличилась из-за работы ГЭС в 3 раза, что могло их попросту разрушить. Кроме того, среди городов домонгольской Руси на Северо-Востоке известны не имевшие укреплений  в виде валов и рвов: Ростов, Белоозеро, Вологда, Луковец (при впадении р.Суды в р.Шексну недалеко от совр.Череповца).

Как же убедиться, что Усть-Шексна XII-XIIIвв. имела городской характер? Российские историки и археологи в 80-е гг. прошлого века разработали систему материальных признаков древнерусского города, включающую 7 критериев и 15 категорий артефактов. При раскопках Усть-Шексны в слоях XII-XIIIвв. выявлено наличие 14 из 15  категорий[27].

Материальная культура поселения XI века соответствует административному центру сельской округи – погосту. Его площадь к середине столетия была уже значительной – свыше 3 га (для сравнения – это площадь Рубленного города в Ярославле в аналогичное время). Поселение было застроено срубными деревянными усадебными постройками. «Порубочная» дендродата ранней из раскопанных – 1062г., то есть раньше 1071г.  Население Усть-Шексны было полиэтничным: славяне, меря, весь, возможно скандинавы. Об административных функциях поселения говорят находки вислых печатей «Протопроедра Евстафия» (новгородского посадника Завида, управлявшего городом при князьях Мстиславе Владимировиче и Давыде Святославичее) 1088-1091гг. и смоленского и новгородского князя Давыда Святославича кон.XIв. Об участии поселения в торговле по Великому Волжскому пути свидетельствуют два клада (на границе материка и культурного слоя, один из них – 976г.), и единичные находки арабских дирхемов, а также находки импортных изделий.

В XII-XIII в.в. площадь Усть-Шексны увеличилась до 30 га, половина которой, к сожалению, утрачена ввиду разрушения берега Рыбинской ГЭС. Тем не менее на уже раскопанной площади найдены материальные следы металлургического (15 печей), кузнечного, гончарного, ювелирного (2 мастерские), деревообрабатывающего, косторезного ремесел; рыболовного и охотничьего промыслов; сельскохозяйственные орудия. Широкая география происхождения привозных товаров (Византия, Крым, Малая Азия, Ближний Восток, Скандинавия, Волжская Булгария, Прибалтика, Европа, Киев, Новгород, и др.регионы) говорит об активных торговых связях. Десятки найденных торговых пломб, свидетельствуют об активном обложении княжескими пошлинами транзитных товаров.

Количество найденных при раскопках Усть-Шексны свинцовых вислых печатей превосходит все подобные находки в Ростове, Ярославле, Переславле-Залесском и Угличе вместе взятые. Среди найденных печатей присутствуют как княжеские (Юрий Долгорукий Суздальский и Киевский, Георгий Всеволодович Владимирский) и должностных лиц Новгородской республики (владычные наместники), так и церковных иерархов (в т.ч.  1 — на греческом языке)

При раскопках Усть-Шексны обнаружены несколько десятков наконечников стрел, многочисленные наконечники копий, дротиков, боевые топоры, навершие булавы, кистени, фрагмент доспеха – кольчуги. Находки предметов вооружения встречены как в слоях XI, так и в слоях XII-XIII в.в., с преобладанием в последних. Редкой находкой является сабля, возможно степного (хазарского?) происхождения.

Многорядная, свойственная городским поселениям усадебно — дворовая застройка преобладает на большей части Усть-Шексны со 2-й пол. XII века. На участках с хорошей сохранностью органики получены порубочные даты для срубов, частоколов, дощатой дворовой вымостки (1125, 1220гг.). При этом постройки дифференцированы по назначению (жилые, производственные, хозяйственные). Найдены при раскопках фрагменты плинфы и напольных плиток, использовавшихся при храмовом строительстве в домонгольской Руси. Каждый интересующийся прошлым своего края может увидеть самые интересные находки археологов в экспозиции и Интернет-каталоге фондов Рыбинского музея-заповедника.

Результаты раскопок позволили в 2018г. Институту археологии Российской академии наук  прийти к следующему заключению: «Богатая коллекция вещевых находок XII-XIII вв. — периода расцвета Усть-Шексны, раскопанные части усадеб и ремесленные комплексы ставят ее в один ряд с крупными ремесленными центрами Древней Руси, известными по летописным данным. Материалы, полученные в ходе археологических исследований поселения Усть-Шексна, позволяют по-новому взглянуть на ряд ключевых аспектов истории Северо-Восточной Руси». Таким образом, мысль А.А.Золотарева о «посаде и городке Усть-Шексны» получила дополнительные и фундаментальные вещественные доказательства.

 

Еще раз  о письменных источниках

Находки археологов стимулировали продолжение анализа письменных источников, в первую очередь – «Повести временных лет». Ее рассказ о событиях 1071г., вероятно, записан со слов самого Яна Вышатича, который на склоне лет принял постриг в Киево-Печерской лавре: «В год 6614 (1106). В тот же год преставился Янь, старец добрый, прожив девяносто лет, в старости маститой… От него же и я много рассказов слышал, которые и записал в летописаньи этом»[28], — записал летописец.

Ян Вышатич приходил на Белоозеро «имати дань».  Путь его лежал с Белоозера «домови», на юг, вниз по Шексне и далее по Волге, и также был связан со сбором дани. При этом Белоозере, согласно летописцу, Ян был с «отроками»; на «Усть Шексны» кровную месть вершат «повозники». Обязанностью повозников была доставка «повоза» — дани представителям княжеской администрации. Повозники упоминаются «Повестью временных лет» не только под 1071г., но и при описании более ранних событий:  «В год 6492 (984)…Иде Володимер на радимичи…и победи…Быша же радимичи от рода ляхов…, и платят дань Руси, и повоз возят и до сего дне…»[29]. Именно «повозники» «мстят своих» убитых родственников и расправляются с предводителями восстания,

Город Белоозеро в XI веке располагалось не на берегу Белого озера — в отличие от современного г.Белозерска, где нет слоев ранее сер.XII-XIIIвв. —  а в 2-3 км вниз по течению Шексны от ее истока[30]. Тем не менее, современные критики идей А.А. Золотарева о 1071г. ошибочно отождествляют расположенные друг от друга в 10 км старое Белоозеро и Белозерск и пытаются убедить аудиторию, что истока Шексны из озера Яну было не миновать: «Вышатич велел привязать разбойников к мачте («упругу») и «пусти пред собою лодье, и сам по них иде»…Воевода, вероятно, решил прилюдно, на виду у полуязыческого населения, «испытать» «их» богов — «поставят» ли они волхвов перед князем, и отпустил их, привязанных, на волю течения, а сам пошел за ними. Куда могли рано или поздно вынести лодку с привязанными волхвами воды Белого озера? Наверное, к истоку Шексны.»[31].

Поскольку на пути «домови» Ян Вышатич совсем не обязательно должен был проезжать исток Шексны из Белого озера, то, чтобы прийти с волхвами к истоку Шексны от города  Белоозеро, нужно было специально проделать путь длиной в 2,5 — 3 километра. Получается, что связанные волхвы специально протащили бы ладью Яна от Белоозера вверх к истоку  Шексны? Можно ли было  волхвов казнить прямо в Белоозере? Да, но при наличии имеющих на это право «повозников». Но именно их в тот момент  у Яна и не было. Были лишь «отроки» и белозерцы, напуганные перспективой кормления княжеской дружины «до лета». Повозников Ян Вышатич привлек к совершению кровной мести над волхвами в одном из погостов – при впадении Шексны в Волгу.

Последним аргументом оппонентов даты 1071г. является ссылка на факт наличия у Шексны двух устьев, поскольку этим словом в русском языке могло обозначаться как место впадения одной реки в другую (либо в море, озеро), так и место истока реки из озера. Само по себе наличие «двух устьев Шексны» не исключает локализации финала событий описанных под 1071г. при впадении Шексны в Волгу. При этом оппоненты  не учитывают того, что «Повесть временных лет» не знает употребления термина «устье» в значении «исток реки из озера».  Указанный в работе Е.С.Розова случай c описанием в «Повести временных лет» словом «устье»  истока Невы из Ладожского озера при внимательном прочтении оказывается имеющим другое значение – под «устьем озера Нево» имеется в виду все течение реки Нева от истока до впадения в Финский залив: «…а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское»[32]. При этом в той же части «Повести временных лет» термин «устье» означает именно впадение реки в море или в другую реку: «Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское …»[33]. Внимательное чтение средневековых документов XV-XVI вв., упоминающих исток Шексны  из Белого озера, позволяет увидеть сходство с описанием Ладожского озера в «Повести временных лет». Например, владения Троицкого монастыря у истока Шексны описываются  «до устья Белозерского и до Шохонского…» (грамота 1490-1492гг.); «вверхъ Шескны на устьи на Белозерском» (грамота 1501г.). Сам монастырь именуется при этом как «Троици на Устье» (грамоты: 1477-1482гг., 1476-1492гг., 1490-1492гг.). Название «Усть-Шехонский» применительно  к монастырю появляется лишь в документах XVII века[34]. А вот топоним «Усть-Шексна» применительно к впадению Шексны в Волгу, без каких-либо изменений и трансформаций упоминается более чем  в двух десятках документов с 1432г.[35] по 1692г.[36] в значении волости и ее центра, места взимания пошлин, места ловли рыбы на езах, а также в русских летописях: помимо 1071г. в «Повести временных лет», также и под 1446г.[37] в целом ряде летописных сводов.

 

Преемственность истории и взгляда на городскую историю

Наблюдения археологов за динамикой культурного слоя XV-XVIвв. на обоих берегах Волги показывают, что на месте центра волости Усть-Шексна в XVIв. площадь культурного слоя резко сокращается, а на правом берегу Волги, в историческом центре Рыбинска, быстро увеличивается до площади в 10 современных кварталов. Этот быстрый рост отразился и в попадании города Ribena Slaboda на «Карту русских княжеств» 1526г. Материальное свидетельство быстрого роста Рыбной слободы за счет Усть-Шексны отразилось также в двойном топониме («на Усть Шексны на Рыбную» Никоновской летописи 1553г.). Быстрый рост новой слободы за счет Усть-Шексны не случаен: очевидна связь организации Рыбной и Борисоглебской слобод с экономическим противостоянием Ивана III и Андрея Большого Угличского, чьи владения располагались на противоположных берегах Волги. Договоренности между князьями-братьями, зафиксированные в мирные периоды этого противостояния, отразились в договорных грамотах 1473, 1481 и 1486гг., проанализированных А.А. Золотаревым. Главным объектом противостояния были рыбные ловли, которые после ликвидации удела угличского князя в 1493г. перешли под контроль Ивана III, а затем, в 1504г., от него — к Василию III. Организация добычи осетровых на езах требует комплекса ресурсов – мест лова, участков леса для сооружения езов, населения для «битья езов» и ловли рыбы[38]. Поэтому даже после присоединения угличского удела к великокняжескому, управление таким комплексом осталось на левом берегу в Романове, о чем свидетельствует документ 1527/28гг. из дел Тайного приказа и отнесение Рыбной и Борисоглебской слобод к Пошехонью в документах 1563 и 1572гг.[39] Эти документы стали еще одним подтверждением идей А.А.Золотарева о непрерывности рыбинской истории и неразрывной связи «усть-шекснинского» (первый раз замеченного летописью под 1071г.),  и «рыбнослободского» (начавшегося за четверть века до первого  упоминания в документах под 1504г.) периодов ее истории.

Подведем итоги. Внимательный анализ А.А.Золотаревым источников позволил с использованием ретроспективного подхода сначала выявить топоним «Усть-Шексна» в договорных грамотах XV века в значении волости и ее центра, а затем выявить тот же топоним в летописном известии «Повести временных лет» 1071г. Накопление иных видов источников, в первую очередь археологических, позволило подтвердить существование в XI-XVIвв. поселения Усть-Шексна (вновь упомянутого в летописях под 1446г. При этом характер материальной культуры поселения в XII-XIIIвв. говорит о его городском облике и статусе. Анализ письменных и картографических источников XVIв., проведенный в наше время, подтверждает идею А.А.Золотарева о непрерывности истории города на разных берегах Волги: под воздействием ряда политических и экономических факторов в 70-е-80-е гг. XVв. Усть-Шексна выступила «катализатором» появления Рыбной слободы как инструмента борьбы Ивана III с Андреем Большим Угличским за промысловые рыбные ресурсы, а затем, по воле великокняжеской власти, угасла, постепенно передав новому поселению на правом берегу Волги и свое население, и свои функции, вслед за передачей ресурсной  базы  хозяйствования — рыбных ловель и езов вверх по Шексне.

Новые поколения исследователей рыбинской истории, без всякого сомнения, без работы не останутся – и смогут новыми фактами заполнить многие, пока остающиеся «белыми» страницы прошлого нашего города. Дело, начатое бескорыстным служением А.А. Золотарева и Рыбинского научного общества, его исследованиями о 1071г. и последующих веках истории Усть-Шексны и Рыбной слободы, будет продолжаться.

[1] Описание города Рыбинска. По рукописи, написанной в 1811г. Издание Д.Золотарева, 1910г.//Старый Рыбинск. История города в описаниях современников XIX-XX вв., Рыбинск, 1993г., С.21

[2] М.Гомилевский «Описание города Рыбинска. 1837г. // Старый Рыбинск. История города в описаниях современников XIX-XX вв., Рыбинск, 1993г., С.58

[3] Там же

[4] Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб, 2006.,  С.111

[5] Янин В.Л. Новгородские берестяные грамоты Михаило-Архангельского раскопа (1990г.)//Археологические вести, Вып.2, СПб, 1993, С.115

[6] К.Д. Головщиков Город Рыбинск, его прошедшее и настоящее. 1890г.

[7] Древняя Русь. Город. Замок. Село. (под ред. Б.А.Колчина), М, 1985, Таб.6, С.60

[8] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XV вв. (ДДГ) М. – Л., 1950, №70, С.233

[9] ДДГ, № 61, С.196

[10] Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. Коммент. А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова при участии А. М. Введенского и Л. В. Войтовича (ПВЛ)., СПб.: Вита Нова, 2012. — 512 с.: С.117-119

 

[11] Путеводитель-справочник по Рыбинску», 1928г., С.7

[12] Город как предмет краеведческого экскурсионного изучения в истории и современности» (рукопись) Заседания РНО, секция по истории г.Рыбинска, Рыб. филиал ГАЯО, оп.1, д.3

[13] Розов Е.С.. Загадка «Устья» Шексны, или правда и мифы о начальной истории Рыбинска, Рыбинск, 2020, С.16-17

[14] Путеводитель-справочник по Рыбинску», 1928г., С.3

[15] Анциферов Н. П., Золотарев АА. «Ярославль. История. Культура. Быт». Ярославль, 2019г.,  С.35-36

[16] Рапов М.А. Рыбинск, Ярославль, 1968, С.120-121.

[17] И.И.Рыкунова, А.Н.Рыкунов, Л.М.Иванов.Тысячелетия вокруг устья Шексны, Рыбинск, 2004, С.150-151; А.Н.Рыкунов. Людмила Марасинова и Рыбинская археология//Рыбная слобода, №2, С.22-27

[18] Рапов М.А. Рыбинск, Ярославль, 1968, С.5-6

[19] Рыбинск. Документы и материалы по истории города. Ярославль, 1977г., С.13

[20] Волков М.Я. Города Верхнего Поволжья и северо-запада России. первая четверть XVIII в., М, 1994, С.26-27

[21] Левина Г.Д. Очерки по истории Рыбной слободы. Рыбинск, 2012, С.84

[22] Там же, С.120

[23] Антонов А.В. К истории Пошехонской вотчины Богоявленского Островского монастыря, //Русский дипломатарий, Вып. 5. М. Археографический центр. 1999С.112-113, №7

[24] О начале войн и смут в Московии. Исаак Масса.Петр Петрей., М., 1997, С.345

[25] Рыбаков Б.А. Русские карты Московии, М., 1974, С.86-108

[26] Иванов Л.М. «На Усть Шексны на Рыбную»: «Кирилловский езд» Ивана Грозного (1553 год)//Рыбная слобода,  2021, №2(24), С.16-21

[27] А.Н. Рыкунов. Людмила Марасинова и рыбинская археология//Рыбная слобода, №2, С.25-27

[28] ПВЛ, С.167

[29] ПВЛ С.57

[30] Н.А.Макаров, С.Д.Захаров, А.П. Бужилова Средневековое расселение на Белом озере М, 2001, С.170, 177, 179, рис.79

[31] Е.С.Розов. «Загадка «Устья» Шексны, или правда и мифы о начальной истории Рыбинска, Рыбинск, 2020, С.7

[32] ПВЛ С.11-12

[33] Там же, С.12

[34] Иванов Л.М. Топонимы «Усть-Шексна» и «Рыбная слобода» в письменных источниках  XI-XVI вв.:: бытование, значение, соотношение//VI Золотаревские чтения, Рыбинск, 1996, С.6

[35] Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон.XIV-нач.XVIвв.(АСЭИ), Т.1, М., 1952, С.82-84, №102, 103.

[36] Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Фонд.532 «Основное собрание русских грамот и актов», опись 4, дело №3714, 3739

[37] Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), Т.8, СПб, 1859, С.118.; Т18, СПб, 1913, С.200; Т25, М., 1946, С.267;  Иванов Л.М. Топонимы «Усть-Шексна» и «Рыбная слобода» в письменных источниках  XI-XVI вв.:: бытование, значение, соотношение//VI Золотаревские чтения, Рыбинск, 1996, С.7

[38] Иванов Л.М. Два Петра, два Василия//Рыбная слобода, 2021,№1, С.8-9.

[39] Иванов Л.М. Второе упоминание Рыбной слободы в письменных источниках//Рыбная слобода, 2021, №1, С.20-22.

 

Впервые опубликовано в журнале «Рыбная слобода» — №3 (25), 2021 г.

Дата публикации на сайте «Рыбинскмя среда» — 9 сентября 2024 г.

09.09.2024 Романова Анна

Похожие сообщения

  • «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
    «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие24.12.2024
  • РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Улица Пушкина
    РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Улица Пушкина08.08.2024
  • РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 51
    РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 5112.07.2024

Популярные сообщения

  • Спас
    Спас14.05.2013
  • Митрополит Агафодор (Преображенский)
    Митрополит Агафодор (Преображенский)14.12.2009
  • Три письма на одну тему
    Три письма на одну тему17.04.2013
← РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Улица Пушкина
«ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие →

Написать ответ Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Авторские экскурсии по Рыбинску

Книги и журналы о Рыбинске

  • ДЕНЬ ЗА ДНЁМ
  • ПУБЛИЦИСТИКА
  • СОБЕСЕДНИК
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ
    УЧЕБНИК
    • Искусство
    • История
    • Очерки по истории РЫБНОЙ СЛОБОДЫ
    • Краеведение
    • Литература
    • Обществознание
    • Экология
  • НЕБЕСНОЕ
    ЗЕМЛЯЧЕСТВО
  • КИНОТЕАТР
  • КАТАЛОГ
  • КОНТАКТЫ

Метки

Cхиархимандрит Илиан Адмирал Ушаков Адольф Павлов Александр Занин Анна Романова Архимандрита Иероним Борис Крейн Вадим Нефедов Василий Аксёнов Виктор Поляков Влад Ивинский Владимир Гречухин Владимир Макаров Галина Левина Елена Белова Епископ Исаия Угличский Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин Иван Александрович Колышкин Иван Глумов Иван Семенович Унковский Ирина Галкина Ирина Соловьева–Змитрович Ирина Стрункина Кшиштоф Занусси Лев Иванович Митин Леонид Алексеевич Ухтомский Леонид Ваксман Людмила Марасинова Михаил Киселев Михаил Матвеев Михаил Рапов Наталия Гудкова Наталия Халюто Николай Венцов Николай Лосев Николай Невский Николай Пимоненко Ольга Васильева Петр Потурай СЕРГЕЙ СТУКАЛИН Светлана Колесник Сергей Овсянников Сергей Шестериков Юлия Чубукова Юрий Кублановский
Copyright © 2004-2023 rybinskayasreda.ru Все права на материалы, находящиеся на сайте rybinskayasreda.ru охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта ссылка на ресурс rybinskayasreda.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
Публицистика
Региональный учебник
Небесное землячество
Провинциальный наблюдатель
Яндекс.Метрика